Авиакомпании могут столкнуться с избытком самолетов

Аналитика >> 05.03.2018, 10:44

Российские перевозчики в 2017-м поставили очередной рекорд пополнения парка, закупив 142 самолета. Однако эксперты предупреждают о замедлении роста пассажиропотока, что может обернуться переизбытком предложений, убытками и банкротствами.

В минувшем году парк российской гражданской авиации вырос на рекордные 12%. Вдохновленные ростом спроса на перелеты компании активно закупали новые суда, рассказывает «Коммерсант». Наибольшим спросом пользуются узкофюзеляжные суда: в 2017-м закуплено 34 Boeing 737 и 38 А320, которые используются на рейсах продолжительностью от 4 до 7 часов. Улучшились и показатели сегмента региональной авиации, куда поступило 40 новых самолетов (в основном SSJ100 и Embraer E170).

Но вместе с тем на рынок не поступило ни единого турбовинтового самолета для удаленных и труднодоступных районов. Старший научный сотрудник НИУ ВШЭ А.Крамаренко связывает такую ситуацию с господдержкой: каждый 5-й пассажир на таких лайнерах путешествует за счет дотаций, но бюджетного субсидирования в ближайшей перспективе не ожидается.

В группе «Аэрофлот» говорят, что в течение последних месяцев не меняли планы по увеличению самолетного парка – уточнялся лишь график ожидаемых поставок. В 2018-м «Аэрофлот» намерен увеличить число машин на три десятка: на баланс поступят 57 судов, но 27 самолетов будут выведены из эксплуатации.

Эксперты прогнозируют замедление динамики расширения парка до 2020-го в связи с уменьшением спроса на авиаперевозки. В январе 2018-го он составил 14%, тогда как годом ранее – 20%. В противном случае не отвечающие реальному спросу избыточные емкости способны спровоцировать убытки и риск негативного опыта «ВИМ-Авиа»: в 2016-м рост парка составил 135%, а до ухода с рынка в 2017-м – еще почти 80%.

По мнению главного редактора «Авиатранспортного сообщения» А.Синицкого, неоправданное пополнение флота будет давить на тарифы: ради заполнения рейсов перевозчикам придется работать в убыток. Даже в преддверии пикового сезона авиакомпаниям следует проводить разумную политику, чтобы не оказаться на грани финансовой устойчивости в осенне-зимний период.