НТС бьет тревогу: независимые заправки начинают «вымирать»

Экономика >> 11.06.2018, 11:12

Заморозка цен на моторное топливо неизбежно обернется уничтожением независимых АЗС, причем процесс уже начался. Об этом предупреждает глава Независимого топливного союза (НТС) П.Баженов.

Стоит напомнить, что российские власти согласились с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизель – на 2 тысячи и 3 тыс. руб. соответственно из-за стремительного роста стоимости нефтепродуктов. Кроме того, отложено очередное повышение акцизов (до 700 руб.) с начала следующего месяца. В свою очередь нефтяные компании обещали заморозить цены по состоянию на конец мая.

В сообщении НТС говорится, что ситуация на рынке складывается критическая, «счет времени идет на часы». В союзе констатируют: во многих регионах начали закрываться независимые сети заправок, следует принимать срочные меры. Речь о дальнейшей судьбе 60% АЗС (около 15 тысяч). Если они покинут рынок, то произойдет окончательная монополизация, что обернется повышением стоимости бензина до сотни рублей.

Баженов подчеркивает, что 100 руб. за литр бензина – самый мрачный сценарий, но он вполне реализуем, если независимые сети будут массового закрываться. В регионах маленькие сети, насчитывающие по 1-3 станции, уже не выдерживают, а перспектив для восстановления может и не быть.

Инфраструктура ВИНК в не способна без независимых АЗС обеспечить Россию топливом, справиться с потоком транспорта. Глава НТС считает, что в нынешней ситуации следует либо отпустить цены в рознице, либо ввести ручное управление в оптовом сегменте для обеспечения адекватной доходности частных сетей.

Чтобы избежать катастрофических последствий топливный союз призывает кабмин принять срочные меры для стабилизации ситуации. В дальнейшем следует провести переговоры с широким кругом участников рынка для выработки комплекса системных реформ для топливного сектора.

В долгосрочной перспективе НТС предлагает пятикратно нарастить объемы обязательной оптовой торговли. Пока же крупным компаниям надлежит реализовывать на бирже минимум 10% бензина и 5% дизтоплива. Отдельная мера касается отмены акциза на моторное топливо, поскольку «деструктивный налог» отрицательно отражается на всей экономике страны, резюмирует Павел Баженов.