Восточная Европа «автоматизируется» из-за нехватки рабочих рук

Экономика >> 08.02.2018, 16:54

После кризиса-2008 Восточная Европа испытывает недостаток рабочей силы. Выход из ситуации владельцы предприятий видят в роботизации. В 2017-м автоматизация выросла на треть, но и этого недостаточно, сообщает Reuters.

За минувший год на производствах Восточной и Центральной Европы появилось 9,9 тыс. новых единиц робототехники (+28%). До 2020-го поставки умных машин вырастут еще на 21%, хотя среднеевропейский показатель составляет лишь 10%. Об этом свидетельствует статистика федерации IFR, которая отслеживает основные тренды роботизации в мире.

Причиной вынужденной автоматизации стало падение рождаемости в Восточной Европе, следствием чего стала нехватка рабочих кадров. Некоторые из стран доныне не оправились от кризиса-2008. Также с 2011-го мигрировать внутри Евросоюза стало намного проще, поэтому многие граждане предпочитают выезжать на заработки к соседям, предлагающим более высокую оплату труда.

Больше всех страдает Венгрия: найти сотрудников на местные предприятия довольно проблематично, а большая текучка кадров лишь усугубляет негативную ситуацию. Компания Hirtenberger Automotive Safety (производит натяжители ремней безопасности) за два года вложила в автоматизацию 2,5 млн. евро, а производитель кровли Terran Tetocserep – 900 млн. евро.

В Чехии также наблюдаются проблемы. В минувшем году треть из опрошенных аналитиками компаний признались, что вынуждены отказываться от выгодных заказов по причине нехватки сотрудников. Каждое четвертое предприятие заявило о планах по автоматизации.

Даже Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды сетуют на нехватку рабочих рук. В таких условиях автоматизация выглядит единственной верной стратегией во избежание падения экономических показателей.

На сегодня больше всего робототехники сконцентрировано в Словакии – 135 машин на 100 тыс. рабочих. В других восточноевропейских странах показатель пониже:

• Чехия – 101;
• Венгрия – 57;
• Польша – 32.

Но с появлением робототехники возникла новая проблема: от сотрудников требуются навыки обращения с ней. Некоторые компании уже запустили обучающие программы, готовящие специалистов буквально со школьной скамьи.