В России может резко вырасти утильсбор на машины

С 2018-го утилизационный сбор на легковушки может повыситься на 87-125%. С такой инициативой выступает Минпромторг. Российским автопроизводителям планируют компенсировать потери, сложнее всех придется чистым импортерам. Но сбор заденет и концерны, построившие заводы в России.

Минпромторг ужесточил доработанный проект по ставкам утильсбора. По словам источника «Коммерсанта», сбор на легковые модели авто будет поднят от 87 до 125%, величина будет зависеть от объема двигателя. Эксперты считают, что инициатива ведомства обернется удорожанием авто минимум на 10%.

Большинство автоконцернов пока не комментируют инициативу. В BMW уверены, что такие проекты в конечном итоге ложатся нагрузкой на бизнес, потребителей и в целом негативно отражаются на рынке. В нынешних условиях это будет весьма заметно: рынок растет довольно слабо, для многих дилеров маржинальности не хватает, а люксовский сегмент и вовсе падает. В случае резкого повышения сбора на утилизацию это негативно скажется на восстановлении рынка продаж.

Другой собеседник издания считает неприемлемым такую существенную индексацию утильсбора: рынок лишь выходит из пике, а его сразу же начинают душить. Сначала было анонсировано сокращение программ господдержки, затем увеличение акцизов, теперь и утильсбора. Ясно, что новые нормы направлены против импорта, но в ведомстве не учитывают, что он уже итак состоит из моделей, не конкурирующих с локальной сборкой. Следовательно, импортозамещения в этом сегменте не будет.

В итоге вместо наполнения казны от акцизов, пошлин, НДС и утилизационного сбора получается обратный эффект: доля импорта существенно упала и продолжает падать. За 9 месяцев года ввоз в Россию легковушек сократился на 7,2% - до 183,4 тыс. единиц.

По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, рост утильсбора на 87-125% обернется повышением цен на авто на 10-17%. Активность покупателей еще недостаточная, поэтому инициатива Минпромторга негативно отразится на рыке.