Нефтепереработка Беларуси из флагмана экономики переходит в аутсайдеры

Экономика >> 04.06.2017, 21:31

Последние 15 лет белорусский бюджет наполнялся валютой от экспорта калийных удобрений и переработки нефти с последующей продажей продуктов в ЕС. Но теперь эффективность переработки черного золота не дает экономической эффективности, несмотря на беспошлинные поставки. Эксперты видят причину в устаревших НПЗ и затягивании прошлогоднего конфликта с Россией.

На специальном совещании в Минске президент Александр Лукашенко констатировал значительное снижение вклада нефтепромышленности в экономику Беларуси. В минувшем году экспорт нефтепродуктов оставлял желать лучшего, а в нынешнем сальдо вообще показывает отрицательную динамику. В итоге отрасль из флагмана переходит в разряд убыточных.

Белорусский лидер считает, что базовыми причинами ухудшения ситуации в нефтепереработке стало снижение цен на нефть и затягивание с модернизацией ведущих НПЗ. Несмотря на солидные вложения, заводы до сих пор не дали должной отдачи. По итогам 2016-го их вклад был сопоставим с «Белтелекомом»

Эксперты в ухудшении прошлогодних показателей винят сокращения поставок нефти по причине политического конфликта между Москвой и Минском. Ситуация противостояния показала зависимость местных НПЗ от российских поставок: заводам довелось адаптироваться к рыночным условиям. Однако Лукашенко в кризисной ситуации винит некомпетентность авторов проектов модернизации и неграмотное распределение средств. В итоге «Нафтан» постоянно просит поддержки у государства.

В итоге президент Беларуси поставил перед правительством задачу разработать долгосрочную стратегию развития нефтеперерабатывающей отрасли в реалиях рыночной экономики, а руководству НПЗ – до 2019 года завершить переоборудование предприятий.

Специалисты отрасли считают, что спасти рентабельность возможно лишь повышением глубины переработки до мировых показателей – свыше 90%. На крупнейших производствах – Новополоцком «Нафтане» и Мозырском НПЗ реконструкция по плану должна была завершиться в 2016 и и 2017-м годах соответственно, однако по причине «газовой войны» для окончательной модернизации попросту не хватило средств.